![](http://anatoly.irk0.ru/wp-content/uploads/2019/01/направляющая-и-руководящая-1024x709.jpg)
«Знаешь ли ты, что такое счастье?». С таким вопросом обращался к потомкам Костя Белоус, один из героев пьесы Алексея Арбузова «Город на заре». Спектакль по этой пьесе был первым, который поставил в бамовском посёлке Звёздном режиссёр народного театра «Молодая гвардия», монтёр пути из нашей бригады Анатолий Байков. Кстати, «Город на заре» – это пьеса о первостроителях Комсомольска-на-Амуре, ребятах и девушках, которые опередили нас почти на полвека, но по духу были очень близки нам, строителям БАМа семидесятых…
У нынешних молодых наверняка возникнет вопрос – какое отношение бригада монтёров пути имеет к народному театру? Лет 30-35 назад это вряд ли у кого-либо вызвало недоумение: благодаря газетам и телевидению об этом явлении знала вся страна. Для нынешней молодёжи скажу – бригада, которую выпала честь и счастье возглавлять мне, и народный театр «Молодая гвардия» Анатолия Байкова были одним целым. Как это случилось? Постараюсь ответить коротко.
Я приехал на место будущего посёлка Звёздный в мае 1974 года в составе ударного комсомольского отряда имени XVII съезда комсомола и вскоре возглавил бригаду. Поначалу рубили просеки, сооружали деревянные мосты на притрассовой дороге, монтировали водопропускные трубы. За перевалом Даван приняли от бригады Виктора Лакомова укладку верхнего строения пути и довели её до Золотого звена. 29 сентября 1984 года мы вместес бригадой Ивана Варшавского сомкнули рельсы этой легендарной дороги с запада и востока на разъезде Балбухта.
Но всё-таки – причём здесь народный театр? Вот тут-то и появляется Анатолий Байков. Он приехал на БАМ из маленького города Чухлома Костромской области, где у него был народный театр, заочная учёба в Московском институте культуры. Приехал в октябре 1974 года, когда Звёздный только начинался. Не имея путёвки и вызова, без всяких надежд на подъёмные, да он о них не думал. Знакомился с ребятами, вскоре знал почти всех. Бегал по стройке в лёгком плаще, а октябре у нас уже холодно. Начинал в клубе-времянке, пережил многое, в том числе пожар, в котором сгорел и этот клуб. Но Анатолий не опустил руки. Вместе с сформировавшимся активом он пошёл к инженеру Виталию Корхову и попросил его подготовить проект возрождённого клуба. А потом убедил начальника СМП бросить на строительство всё, что возможно. И новое здание было построено – на воскресниках, после работы, во время выходных и отгулов.
![](http://anatoly.irk0.ru/wp-content/uploads/2019/01/Байков-1024x674.jpg)
Первый свой спектакль, по пьесе Алексея Арбузова «Город на заре», он поставил в насквозь промёрзшей школе. Там же, в одной комнате, работало семь кружков. Среди них – такие экзотические, как ансамбль гитаристов, клуб любителей поэзии и даже… бальных танцев. И это при одной ставке! Все остальные – отчаянные энтузиасты, умельцы на все руки.
А потом настал его звёздный час. Это был дипломный спектакль звучного названия – «Молодая гвардия», инсценировка Анатолия Алексина по роману Александра Фадеева. Толик подошёл к работе… мало сказать профессионально, основательно – отдался ей со всей страстью своей неуёмной натуры. В этом спектакле уже участвовали многие ребята из нашей бригады – Владимир Графов, Тоня Галянова, Иван Машков, Александр Рапопорот, Владимир Заботин… Вышел на сцену и я, впервые в жизни. Но мы не просто репетировали – Анатолий помогал нам вжиться в образы наших героев: мы писали рефераты, читали книги и документы. Но Байков понимал, что на сцене мы ещё ничего не умеем, потому учил нас сценическому движению, речи, основам актёрского мастерства. Сам же он ездил в Краснодон, встречался с родителями молодогвардейцев, с ребятами, которым повезло остаться в живых.
Наш спектакль имел оглушительный успех. Премьера прошла в День Победы. А потом мы играли этот спектакль 16 раз – какая любительская постановка может с этим сравниться? В Звездном, где не было и тысячи жителей, спектакль прошел семь раз, и всегда зал был полон. Три с половиной тысячи зрителей посмотрели «Молодую гвардию».
![](http://anatoly.irk0.ru/wp-content/uploads/2013/10/РАА-472-1024x723.jpg)
Отзвуки нашего спектакля дошли до Краснодона. Вот несколько строк из письма Елены Ивановны Кошевой «…спасибо вам, ребятки, за верность традициям, за энтузиазм и целеустремлённость, за веру в будущее. Мы, матери молодогвардейцев, благодарны за память о наших детях, кто на рассвете жизни преградил своим сердцем дорогу фашизму и дал возможность нести и дальше, из поколения в поколение, гордое звание — Человек!»
Так родился наш любимый ребёнок, наш народный театр «Молодая гвардия».
Но как получилось, что Анатолий Байков стал не только режиссёром но и членом нашей бригады, профессиональным монтёром пути? После неимоверного эмоционального подъёма наступил спад, не находилось материала, который хотя бы чуть-чуть приближался к «Молодой гвардии» по общественному звучанию, по душевному накалу. Среди большой работы на стройке Анатолий почувствовал себя ненужным, лишним. И тогда я предложил ему прийти в нашу бригаду, тем более что все у нас его не только знали, но и уважали.
И он пришёл к нам. Может быть, поначалу ему было нелегко, но этого никто не заметил. А театр… что ж, Толик думал, что смог от него уйти. Но театр взял да и настиг его, да не где-нибудь, а на трассе.
Бригадный спектакль возник естественно. Это было «Заседание парткома» А. Гельмана.
![](http://anatoly.irk0.ru/wp-content/uploads/2013/10/ОЖИ813-1024x769.jpg)
Для его рождения был повод. Бригаду тогда «бросили на трубу». Дело было трудное. Но это нас не пугало. Выбивало из колеи, что работа шла из рук вон плохо – из-за плохой организации, из-за скверной поставки стройматериалов. И мы решили ставить этот спектакль – репетировали здесь же, на рабочем месте, все равно почти все время сидели без дела. Это был наш «Боевой листок», вызов бесхозяйственности, наш лозунг.
В посёлок привезли готовый спектакль. До начала его я вышел на просцениум и рассказал, как и почему он родился. Принимали нас горячо. Самой большой наградой было, когда во время спектакля из зала кричали: «Прав Потапов! Сколько и на нашей стройке такого бардака!» Значит, нам верят, верят Толику…
Потом мы ушли за Даван. Толик остался в Звёздном. Но выдержал недолго. Вскоре перебрался в Кичеру, где жили и наши семьи. Работал в клубе. Улица, где мы построили свои дома, называется Театральной – театр уже прочно вошёл в наши судьбы.
Но когда укладка ушла дальше Толик не смог остаться в посёлке. Вскоре вернулся в бригаду. Его приняли с радостью, но спокойно –он уже был своим. Тогда сформировался наш знаменитый «бронепоезд», наше жильё на колёсах: спальный вагон, вагон-баня, дизель, столовая… С приходом в бригаду Байкова вскоре появился – не мог не появиться – вагон с гордой надписью «Народный театр «Молодая гвардия».
![](http://anatoly.irk0.ru/wp-content/uploads/2019/01/image-23-1024x664.jpg)
Вскоре нашу бригаду стали называть бригадой Бондаря-Байкова. Это нисколько не ущемляло моего самолюбия, напротив, я, как и все мы, гордился, что именно нам, но только под руководством Толика, удалось создать такой небывалый симбиоз – рабочего коллектива и содружества творческого.
Вспоминаю те уже давние годы и сам порой удивляюсь – как мы могли, как это нам удавалось – не щадя себя работать на трассе, иногда побивая рекорды дневной укладки пути, а возвращаясь в бронепоезд, репетировать до поздней ночи! Объяснение может быть только в том, что нами двигала мощная воля и талант Анатолия Байкова, а мы были ещё молоды, и силы казались неисчерпаемыми. Конечно, уставали, хотелось передышки, но когда Байков уезжал в отпуск, на следующий день начинали скучать, не зная, куда себя девать по вечерам.
Для театра это было тоже счастливое время. В его репертуаре соседствовали Распутин и Гельман, Вампилов и Шукшин, Островский и Жванецкий – вроде бы такие разные!
Но это только кажется. Каждый из них умеет чувствовать болевые точки времени. Байков всегда выбирал пьесы, в которых перед героем стоит проблема нравственного выбора.
Сейчас я готов ответить на вопрос Кости Белоуса: «Знаешь ли ты, что такое счастье?» Да, я знаю, что такое настоящее счастье. Оно не в длинных рублях и не в накопленных тряпках – всё это тленно. А моё счастье останется со мной и с моими единомышленниками, сколько мы будем жить. Оно – в нашем братском, артельном труде, который воплотился во многих километрах железной дороги, ведь она всегда соединяют людей. Моё счастье – в нашем театре, который нам подарил Толик. Театра давно нет, но он всегда будет жить в наших сердцах и памяти. Но то, что он сделал нас духовно богаче, научил понимать и любить настоящую литературу, ценить духовную общность – за это я всегда буду благодарить Анатолия Байкова, так же, как и другие мои товарищи. Наше братство, рождённое в работе и скреплённое театром, как цементом, никому не разорвать.
Наши души греет то, что живёт на далёкой сейчас от нас трассе фестиваль «Театральная весна на БАМЕ» имени Анатолия Байкова»
Мы могли и умели отдыхать и веселиться в свободное время, и даже выпить, не злоупотребляя… Мы не были пуританами. Но максималистами были. И когда наш товарищ стал настолько злоупотреблять выпивкой, что это мешало работе, мы, исчерпав все меры воздействия, на год отлучили его от бригады. Через год он вернулся и дошёл с нами до Золотого звена. Но вот чего мы не могли простить – это предательства. Когда два члена нашей бригады, каждый в своё время, вернувшись из отпуска, решили оставить свои семьи ради новых подруг, нам пришлось безжалостно изгнать из коллектива – наш бронепоезд, наша Театральная улица были одной семьёй, которая объединяла не только мужчин, но и жён и детей.
Я думаю, уверен, что коллективом, объединённым высокими духовными принципами, нас сделал наш театр и его режиссёр, создатель и духовный вдохновитель Анатолий Байков. Мы считали, считаем и будем считать Анатолия душой и совестью нашей бригады. Мы не просто строили БАМ в таёжной глуши, мы жили настоящей полнокровной жизнью. Работать хорошо мы были обязаны, но он научил нас понимать прекрасное. Никогда и никто не сможет затмить нам этот яркий всплеск — лично для меня это пример настоящего коммуниста, организатора, Человека…
Вот что сказал о нас нашей бригаде и Толике Байкове знаменитый советский драматург Алексей Арбузов: «Как они прекрасно молоды, как талантливы! Этот мальчик, режиссёр Байков. Нет, не только режиссёр, работает в бригаде, на трассе. Ну, что тут скажешь?! Он правильно сделал, вставив в конец пьесы монолог о своей стройке. Это же замечательно: вписать в героическую драму о прошлом кусочек настоящего. Значит, во все времена правда тянется к правде, искусство — к жизни. И этот Байков — художник, причём смелый, убеждённый в том, что его поймут»
Толик не дошёл с нами до Золотого звена, его скосила страшная болезнь. 5 сентября 1983 года его не стало. Он не дожил до этого дня чуть больше года. Бригада тяжело перенесла эту утрату. Мы его не забыли и не забудем.
Один из последних шагов по основному ходу магистрали бригада посвятила своему комиссару, режиссеру народного театра «Молодая гвардия» Анатолию Байкову. Вынесли его портрет с начертанными словами: «Мы дошли до этой стыковки, Толик!» Неподалеку стояла Людмила, его вдова, и она не скрывала слез. Это были горькие слезы, но была в них и радость, и гордость – она понимала, что Байков честно прошел этот путь вместе с бригадой и оставил после себя не только долгую и красивую память, но и эту дорогу, выполнив заповедь бамовца: «Пусть каждый пройдет свою часть пути, в результате построим магистраль».
![](http://anatoly.irk0.ru/wp-content/uploads/2019/01/мы-дошли.jpg)
Когда наступит весна, я обязательно выберусь в Чухлому, чтобы положить цветы на его могилу. Постоять, вспомнить, погрустить…