… из лучшей бамовской поры!

АХ или ОХ

«… из лучшей бамовской поры!»
Заметки с фестиваля «Театральная весна на БАМе»
Новая встреча
Целых три дня я был счастлив. Целых три дня, с утра до вечера – нечасто такое удаётся! Составляющих такого моего состояния было несколько. Одна из них – привязанность к любительскому театру, которая тянется из детства, а в посёлке Магистральном откликнулась мне звонкими голосами актёров в возрасте от шести лет и до бесконечности – люди театра не стареют. К тому же фестиваль был освящён именем основателя театрального движения на БАМе Анатолия Байкова, его театр «Молодая гвардия» был единым целым с бригадой моего друга Александра Бондаря – ещё одна причина радости. Наконец, свидание с трассой, эпоха которой составляет значительную часть и моей жизни, да ещё почти через двадцать лет – разве это не счастье?
Магистральный и Улькан за годы нашей разлуки изменились почти до неузнаваемости: потеряли облик временных посёлков – исчезли балки, вагончики, даже бараки стали выглядеть как-то солидней (но при этом всё ещё стоят, значит, люди так и ютятся во временном жилье, не получив постоянного – обмануло родное государство). Улицы смотрятся чище, зеленее. А ведь когда-то Магистральный выглядел как лысина с редкими волосками – деревья срезали ножом бульдозера, а попытки укоренить хилые саженцы закончились полным крахом.
Однако обозначилась другая проблема – капитальные здания стареют, а ремонтировать их не на что. Самое прискорбное, что это относится и Дому культуры – стены его почти сплошь в трещинах, которые пытаются заклеивать чуть ли не скотчем. Ау, мэрия района!
«Как это было»
Но пора приступать к тому, ради чего мы туда приехали, а именно – к фестивалю «Театральная весна на БАМе». О праздничной стороне этого события скажу коротко, хотя фестиваль для Магистрального, да и для всего Казачинско-Ленского района, и был праздником. Однако спектакли, сменяющие друг друга на сцене Дома культуры, я бы назвал рабочим праздником или праздничной работой. То, что вышло за пределы сцены, было ярко, на несколько октав выше повседневной мелодии рабочего посёлка – это было нарядное шествие, песни и пляски на открытой площадке, улицы, звенящие детскими голосами маленьких артистов, расцвеченные шарами, флагами и транспарантами…
Итак, сцена, рабочее место фестиваля… Открытая книга, на страницах которой страстные любители театра обнажают для нас сердца, делятся сокровенными раздумьями, изливают души. Здесь было так много яркого, искреннего, широко открытых глаз, смеха, улыбок, но и потаённого, адресованного глубинам нашего сознания, будоражащего мысли, что не знаешь, с чего начать.
А начну-ка я, как водится, от печки. С разговора с неким молодым человеком перед отъездом из Иркутска. Когда он узнал, что я еду на БАМ, спросил: «А что это такое?» Потом с моей помощью вспомнил кое-что и поинтересовался: а чего это народ туда рвался, что там было такого хорошего? Я не решился говорить ему про энтузиазм, романтику, парень бы подумал – блажит дед. Бормотал что-то про большую стройку, про хорошее снабжение. Он посмотрел на меня лениво, не поняв, о чём это я, дескать, нас и здесь неплохо кормят. За это можно порадоваться – выросло поколение, которое не знает, что такое «колбасные» электрички, не видело полок, набитых исключительно морской капустой и пирамидами плавленых сырков «Новость» и «Дружба». Но вот ближайшую историю своей страны, её вчерашний день, в котором БАМ был особой главой, показавшей величие хорошо работающего человека, его взлёты и падения, его радости и трагедии – неплохо бы знать.

Усть-Кут

Агитбригада из Усть-Кута

Вот такой балаган
А потом сцену надолго оккупировали весёлые чунари. Так называют жителей Чунского района. Это был их день, их бенефис. Их приехало больше пяти десятков человек, в основном детей. Но мне показалось – минимум сотня, какая-то кутерьма из прыгающих, скачущих, хохочущих, иногда грустящих человечков, причем независимо от того, кто ты, пацан-первоклассник или взрослый дяденька – взрослые ведь тоже бывшие дети, и когда они об этом вспоминают, им и всем вокруг хорошо дышится и радостно живётся.
С режиссером из Чуны Лирой Барановой мы знакомы ещё по замечательной «Театральной деревне», которая раз в два года проходит в Мишелёвке Усольского района. Для этой женщины я бы придумал какое-то особое звание, например «Заслуженный (а лучше народный) умелец по извлечению детской радости и по возвращению взрослых в детство». Длинно? Придумайте короче, кто вам не даёт?
Так вот, чунари предъявили на фестивале аж пять спектаклей. Начали с балагана-шоу под звонким названием «Культ Ура! Ура! Ура!» Год культуры, однако… И началось весёлое валяние дурака на тему: «Как вы нам платите, так мы и работаем».

пузыри2

Дракоша-Дормидоша – Лиза Валова, Бояка Собиралкин – Никита Шабанов

Коварная штука этот балаган, этот коллективный шут при любой власти. Шут, который куда умнее и прозорливей короля. Вот, кажется, узкая тема – культура, на которую государство всё обещает обратить внимание, да… сколько ждут обещанного, знают все. Но тут – бесконечные перевёртыши. Первый – платят гроши, а работают они, если судить по чунарям, на тысячи, а то и на миллионы. Да разве их подвижничество оценить в презренном металле? Второй – кто-то мрачный и серый захочет увидеть в этом веселье сквозь слёзы использование служебного положения в личных целях – работники культуры бьются за свои заработки. Ан нет! В том-то и дело, что нам, смеясь сквозь слёзы, пытаются втолковать, что власть делает с коллективным разумом нации. Вот и идут в культуру (образование, медицину) люди, которым больше податься некуда, у которых не профессии, а клички – путана «Актрисса», барыга «Библиотекарь», попрошайка «Пианистка», дворник «Витас»… Всё это было бы смешно, когда бы… Да нет, это действительно уморительно смешно, прямо до слёз! Этот ряд каждый из нас легко продолжит. Учитель «Педофил», врач «Недоучка-Потрошитель»… А настоящие профессионалы потихоньку вытесняются.
Пример этому тут, рядышком. Вот сидит со мной в жюри фестиваля замечательный знаток и творец любительского театрального движения, режиссер народного театра «Факел» из Ангарского ДК «Современник» Александр Кононов. Этот театр знают не только в Ангарске – ему аплодировали зрители Лондона и Монако, Ниццы и Монте-Карло, не говоря о российских городах. Кононов – создатель широко известного фестиваля на Ольхоне «Сибирская рампа», в рамках которого работает Международная театральная школа. Но чиновники от культуры буквально принуждают его зарабатывать деньги – артистов-любителей хотят заставить подавать в ресторанах, обслуживать новых хозяев жизни на корпоративах, а Мастера обвиняют …в непрофессионализме. Воистину вечен Булат Окуджава: «… на каждого умного по ярлыку наклеено было однажды»!
Вот такой балаган…
Мыльные пузыри, Волк и семеро козлят
Но хватит о грустном, не грусть – главная нота нашего фестиваля. На сцене творится «Мыльнопузыряндия»! Страна мыльных пузырей, весёлого Дракоши-Дормидоши (Елизавета Валова), рассудительного Дядюшки Черепахи (Элман Алиев), где к тому же бродит осторожный Бояка Собиралкин (Никита Шабанов). Здесь Пузыряки, Пузырялочки и Маленькие футболисты веселятся, резвятся, как будто они не на сцене в чужом посёлке, а на своём школьном дворе, и никакие зрители на них из зала не смотрят. Веселятся, но и борются с противной Колючкой – а кто ещё главный враг пузырей? Борются и, конечно, побеждают.
Спектакль «Тук-тук! Кто там?» – это вообще сумасшедший дом, как любит говорить наш предводитель, один из организаторов всех фестивалей народных театров в области Валерий Кирюнин. Но какой же он весёлый, этот бедлам! Весёлый, но и поучительный. Оказывается, это ещё одна вариация на тему простенькой сказочки «Волк и семеро козлят». До чего же необычная! Во-первых, козлят вовсе не семеро. Сколько? А я не знаю! Может, десять, пятнадцать, а то и все двадцать. Ну не смог я их посчитать, хотя пытался – они всё время бегали, прыгали, кувыркались. И совсем не боялись Волка.

Волк

Волк – Борис Палкин, Коза – Владентина Вильмова

А Волк (Борис Палкин) – пожалуй, главная неожиданность этой истории. Его никто не боится, даже симпатичная Муха (Настя Вилисова) от него отмахивается. А он и не хочет, чтобы его боялись, ему любви не хватает! И не только всеобщей, но именно очаровательной Козы (Владентина Вильмова). Как тут быть? Да всё просто – надо превратиться … в Козла! Никто не хочет быть козлом, а этот Волк обзавёлся рогами – и счастлив! Да мало ли что случается в этом весёлом лесу, где полно всякой живности – и Сова, и Медведь, и Лисы?! А козлят, оказывается, одиннадцать, только что по программке подсчитал.
Разные лики сцены
Ещё один спектакль от чунарей называется «Все мальчишки дураки, или… И вот однажды». Он – про творческие муки писателя Пумпочкина (Дмитрий Пыжук), к которому приходит в разных обличиях Муза (Алина Курта), но что-то у них всё не вытацовывается – не складывается сказка. Но ведь надо просто вспомнить, как ты был маленьким! Оказывается, писатель Пумпочкин в детстве был… девочкой Анечкой! Да какой очаровательной (Лена Беляева)!
И все они были детьми! И учительница по барабанному бою (Валерия Большова), и милиционер (Андрей Крикунов), и даже Царь (Александр Акзегитов), и Лысое Чудовище (он же) было маленьким лысеньким чудиком! Вот, оказывается, как пишутся сказки! Не попробовать ли и мне впасть в детство?
Там же, в детстве, оказалась и режиссёр Инна Щитка. И слава богу! Она пришла к этому благодаря Лире Барановой. Когда-то я видел её в уморительно смешной буфф-пантомиме «Бабкины семечки». Теперь Инна учит других, как не бояться быть смешной. Это прекрасно! Значит, театр в Чуне никогда не закончится.
Но это ещё не всё. Лира Баранова попробовала себя в другом качестве – поставила серьёзный литературный спектакль по повести Бориса Васильева «Завтра была война». Впрочем, может быть, у неё были подобные работы, но я их не видел, я же не живу в Чуне (хотя иногда жалею об этом). Итак, перед нами попытка воплотить на сцене хорошую прозу. Удачная? В целом да, но были и просчёты. История предвоенного школьного класса тронула. Но не всегда юным артистам удавалось удерживать внимание зала. Ребята тут ни причем, скорее сказались недостатки драматургии – действие «провисало», зал начинал скучать. Но к финалу спектакль «собрался», у наиболее чувствительных зрительниц появились в руках мокрые от слёз платки.
На этом бенефис чунарей закончился. Спектакли в нём были разные, их было много (больше одной трети фестивальной афиши!). Если оценивать их по простой шкале «плюс – минус», получим несомненный и крупный плюс. Чуна прочно удерживает звание театральной столицы областной периферии.
«Затворник и Шестипалый»
…Мы поднимаемся на второй этаж обычного панельного дома. Обычного? Не совсем… Стены вдоль лестницы разрисованы изображением стульев, стульчиков, кресел, креслиц, рядом с каждым начертаны имена – в основном это имена областной элиты любительских театров.
Проходим в довольно просторную комнату, почти всё пространство которой занято большим столом и стульями. На столе лежат какие-то не то ленточки, не то маски. А по стене мчится куда-то табун разноцветных лошадей. Их сто две, сообщили нам. И тихо предупредили: «Это ещё не театр». Но уже интересно… необычно… загадочно…
Мы в домашнем театре «Приют комедиантов». Нас около десяти человек – члены жюри, режиссёры, больше сюда не помещается, ведь мы в обычной квартире. Потом покажется, что она огромна…
Хозяйка приюта – Галина Пальчик. Она вместе с Анастасией Серовой сотворила спектакль «Затворник и Шестипалый». Но её нет. Она вышла. Ушла. И больше не вернётся. После мы погорюем над её последним приютом. Земля ещё свежа, бумажные цветы не поблекли…
Нам завязывают глаза (так вот для чего эти цветные ленточки!). Чья-то рука, явно девичья, берёт мою руку и ведет по каким-то длинным лабиринтам – откуда они взялись в стандартной квартире? Может, её стены раздвигаются до бесконечности, как в той нехорошей квартире, где поселился Воланд? Отбрасываю эту мысль – здесь квартира хорошая. Стулья и кресла по стене… табун вольных лошадей… Их создала и отправила скакать на воле Галина Пальчик.
По чьей-то команде-просьбе снимаю маску. Сразу все суетные мысли отлетают – мне нет никакого дела до того, в какой квартире я нахожусь, сколько в ней комнат и «квадратов». История Затворника и Шестипалого захватила меня (потом я понял – как хорошо, что я до отъезда не прочел одноимённую повесть Виктора Пелевина, хотя намеревался!).
Это история двух изгоев. Социум отверг их, каждого в своё время. И по разным причинам: Затворник наделён пытливым умом, оттого неудобен. Шестипалый – просто не такой, как все, на его ногах по шесть пальцев. Затворник давно живёт один, шестипалый изгнан только что. Более опытный наставляет неофита, объясняет, как жить вне социума и вообще – как жить.
Это притча. Притча о том, как две одиноких души ищут выход из замкнутого мирка. Делают разные попытки – вернуться в социум, перелезть через Стену Мира, в конце концов, нарастить мускулы (физические? духовные?), обрести крылья и улететь на юг. Что они и делают в конце концов. Но мне финал кажется открытым – а там, на юге-то, что, другой социум? Едва ли. Скорее всего, там живут очень похожие на эти особи, они тоже ловят каждое слово старейшины (вождя, дуче, фюрера, генералиссимуса, пахана). Похоже, улететь можно только туда, где скрылась Галина. Но вдруг и там пустота?
Они очень разные, Затворник (Александр Чулюкин) и Шестипалый (Андрей Драгунов). Их разделяет разница в возрасте – на взгляд, лет тридцать. Затворник – крепкий, повидавший жизнь мужчина, Шестипалый – совсем мальчик, тонкий стебелёк с детским голосом. Но что-то их объединяет… Что? Им обоим хочется вырваться из давящей жизни, из душного пространства. Они уже никогда не будут тянуть в экстазе руки к старейшине (Николай Литвин) и встречать каждое его слово восторгом. Они хотят быть свободными.
Для меня этот загадочный спектакль – главное событие фестиваля. Он заставляет думать, будоражит душу.
Но почему я порадовался, что не прочёл повесть Пелевина до отъезда? Потому что я прочёл её после приезда. И был разочарован. Оказывается, вся эта история про… бройлерных кур. Сразу многое становится понятно – причём тут «Бройлерный комбинат имени Луначарского», убойный цех, множество солнц… Кто такие Боги… Почему все особи появляются из больших белых ёмкостей, а эти ёмкости – из них.
Да, многое понятно. И скучно. Что мы, никогда не читали сказок про говорящих и мыслящих птиц и прочую живность? Читали, и сколько угодно. Не знакомы с литературой абсурда? Ещё чего!
Но в «Приюте комедиантов»… Может быть, кто-нибудь понял, что это про кур. Я же – нет. И слава богу! Создатели спектакля ничем не намекнули на эту прозаическую основу. И оказались для меня куда глубже и интересней, чем знаменитый писатель Виктор Пелевин.
Такой разный театр
Что ещё? Спектакль по хорошо знакомой пьесе Джона Патрика «Странная миссис Сэвидж» (народный театр «Зеркало, Железногорск-Илимский, режиссёр Ирина Бушуева, она же пронзительно прожила судьбу главной героини) ничем не удивил, но и не разочаровал – всё сыграно по законам жанра, есть несколько хороших актёрских работ. А тема – жестокие и корыстные дети избавляются от мамаши, и умом, и сердцем их превосходящей, – к несчастью, вечная.

миссис

Миссис Сэвидж – Ирина Бушуева

Хозяева, народный театр «Современник», представили спектакль по пьесе Александра Коровкина «Рябина кудрявая». Это был прекрасный, раскованно живущий на сцене, слаженный актёрский ансамбль … при совершенно ничтожной драматургии. То, что здесь есть пятеро таких способных людей (возможно, их больше) и умелый режиссёр (Валентина Таскаева), позволяет надеяться, что у театра в Магистральном есть хорошее будущее.

рябина

Сцена из спектакля “Рябина кудрявая”

Под финал было ещё два спектакля. «Последнюю попытку» Михаила Задорнова (кто ему сказал, что он драматург? Обманули человека) представил театр из Магистрального «Мы» и молодой режиссёр Яна Брыцко. Яне не хватило опыта в выборе материала, в остальном – она неплохо обучена и всё сделала правильно. Жюри выразило надежду, что «Последняя попытка» будет первой, за ней последуют другие.
Какая коварная вещь моноспектакль! Вот вроде всё на месте – и материал неплохой, и режиссёр опытный – довольно давний спектакль по пьесе Василия Сигарева «Чёрное молоко», поставленный Еленой Тумаковой из Казачинска, до сих пор помнится; и исполнительница Татьяна Орлова не новичок на сцене… А вот не зацепило – трудно одному человеку держать внимание зала даже полчаса. Словом, «Трепет» трепетать не заставил…
Надо сказать, Елена и не в состоянии была продемонстрировать на этом фестивале всё своё режиссерское умение. У ней других хлопот полон рот, в том числе и по организации этого праздника театра – Лена теперь заведует отделом культуры Казачинско-Ленского района. И в этом качестве она справилась с делом блестяще.
Вот такие разные события случились на этом фестивале, который когда-то начал ушедший в легенду Анатолий Байков. Его незримое присутствие добавило этому событию радостную и горькую ноту. Он был везде – и портретом, на фоне которого проходило закрытие «Театральной весны на БАМе», и в сценах из его спектаклей, которые прошли коротким фотофильмом, составленным из снимков одного из его товарищей Фёдора Пилюгина. И даже маленькой фотокарточкой на главном призе фестиваля. А видеообращение друга и единомышленника Анатолия, прославленного бригадира Александра Бондаря было встречено овацией.
Мощным заключительным аккордом прозвучала песня «Живи, театр!», написанная бамовцами – поэтом Светланой Акимовой и композитором Павлом Толмачевым:
И не влечет нас жизнь иная, Нам рампы наши как костры! Мы гвардия, мы молодая Из лучшей бамовской поры!
Награды розданы, победители определены. Никто не остался в обиде.
Все разъехались. Затих Магистральный. И только одна мысль не отпускает меня – так и не осуществилась мечта Анатолия Байкова написать и поставить спектакль о молодости этой прославленной и изруганной дороги, о её строителях, которые жили радостно, яростно и трудно.
А может быть… А вдруг да случится?
Арнольд Харитонов.
Фото Александра Пуненко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *