Мои друзья, однобамчане! Откликаясь на ваше предложение написать воспоминания об
Анатолии Сергеевиче Байкове, я решил начать с такого обращения. Может, у кого-то из
пересмешников возникнет желание поменять в слове буквы. Для меня это слово, образованное из
соединения двух корней, звучит как однополчане – святое и великое русское слово, которому
страна обязана очень многим, если не сказать – ВСЕМ.
У каждого своя судьба. Каждому кто-то что-то предначертал. А у меня в моей жизни есть
свой главный поездной диспетчер. Именно он взял локомотив моей жизни под свой особый
контроль ещё в далёком 1972 году и не открыл мне ,,зелёный” сначала в институт, затем в армию. читать далее
Владимир Графов
Виктор Усачёв
Это частичка того, что я пытаюсь написать о нашем далёком, трудном, но счастливом времени, и эти строчки не сегодняшнего дня, а 24.12.76 года. Тогда никто из нас ещё не знал, да и вряд ли задумывался над тем, кому и сколько лет жизни предстоит ещё впереди.
-Удивляюсь я и радуюсь за Толика Байкова. Наш ровесник, а возможно и моложе многих, но какой авторитет завоевал. Умело ведёт вечера, встречи, а во время выступлений мы ждём от него слов поддержки, надеемся и верим в него. Меня приводит в изумление его по истине, безграничное терпение и выдержка. Как у него хватило упорства и сил расшевелить, поднять и теперь вести за собой наш не простой коллектив! Наверняка ему, как и всем нам, хочется отдохнуть, расслабиться, что-то отложить на потом. Но он весь в движении, планирует, ищет и находит лучшие варианты к спектаклям, и увлечён своим делом настолько, что и рядом с ним нет равнодушных. Заражая своей энергией, целеустремлённостью и верой в то, что он делает сегодня, завтра и чем будет заниматься в последующем. При этом тактичен, весел, остроумен, находчив, обаятелен, настойчив – просто кладезь положительных черт характера и достоинств. И может быть найдётся когда-нибудь человек, кто сможет написать о нём книгу или хотя бы рассказ. Чтобы не пропал, не стёрся с годами его образ, не только у нас, кто знал его лично, но и у наших детей, внуков, а ещё лучше и последующих поколений. Такой вот он исключительный, несовременный, и возможно уже не сегодняшнего времени человек.
Разговоры во время репетиции и до спектакля не придуманы мной, а записаны в живую, сразу.Я всегда носил с собой тетрадь, куда заносил воспоминания о прошедшем событии.Некоторыми из них я делюсь с читателями сайта:
– Будильник решил мне дать отоспаться: не зазвенел и я проспал. После бани опять с Толиком спали. Свет у нас отключили ещё утром и дали только в 20 часов. Сегодня у нас премьера спектакля «В день свадьбы». Перед началом спектакля, как обычно суета. – Толя, я больше не могу, – говорит Инна, гримируя Толкушкина Колю. читать далее
Алена Евсеева(Волошина)
Тогда на БАМе не было цветов.
И на спектакль,тем финал венчая,
Несли девчата стебли иван-чая
Малиновые звезды вместо слов.
Чуть-чуть завяли яркие соцветья
Не важно!Посмотрите сколько сил
Состав актерский в свой спектакль вложил!
А в зале зрительном коллеги,жены,дети.
Актёры вечером,а днем они-бригада
Плечом к плечу работа,стройка,дружба.
Нам с вами тоже только так и нужно!
И режиссер в бригаде с ними рядом.
Нет для него торжественней момента.
Уж в прошлом шум вечерних репетиций
Триумф! Премьера с радостью на лицах!
На сцену льется шквал аплодисментов.
Безвременно ушел и мир расколот…
Малиновое море иван-чая,
Порою,мне о нем напоминает
Как он прекрасен был, горяч и молод.
Арнольд Харитонов
Судьба и театр Анатолия Байкова
Рассказ о народном театре «Молодая гвардия» и его режиссёре
Байков появился в Звёздном в конце октября 1974 года. Высокий худощавый парень с глубоко посажеными внимательными глазами… В светлом плаще, который и от дождя-то не очень спасёт. Строители, одетые в ватники, а то и в полушубки, недоуменно оглядывались – кто этот пижон, зачем он здесь?
Но Анатолий-то точно знал, зачем он здесь.
Дорога на БАМ
Байков жил себе спокойно в маленьком городе Чухлома, что в Костромской области. Руководил народным театром с громким названием «Современник». Анатолий учился заочно в Московском институте культуры, готовился к дипломному спектаклю
Александр Бондарь
Александр Бондарь
Мы считали, считаем и будем считать Толю Байкова душой и совестью нашей бригады. Мы не просто строили БАМ в таёжной глуши, мы жили настоящей полнокровной жизнью. Никогда и никто не сможет затмить нам этот яркий всплеск, лично для меня – это пример коммуниста, организатора, Человека.
Поражала и восхищала его всепоглощающая любовь к театру, и поэтому мы сначала поверили Байкову, а потом – в свои силы. Но при этом, ни театр ради театра, а театр как средство творческого роста человека. читать далее
Маргарита Сподобина (Виноградова)
Елена Балашова сообщает:
– Недавно у меня побывала подруга, мы росли вместе, вместе готовили наши концерты, о которых я писала.
Хотя Маргарита живет в Галиче, но каждое лето в детстве она проводила с нами в деревне. Она знала Толю хорошо.
Зовут ее Маргарита Сподобина (Виноградова).
Посылаю Вам ее стихотворение, которое она посвятила памяти Толи.
Памяти деревенского друга детства Толи Байкова.
Он с фотографии журнальной
Так вдохновенно смотрит в зал
С подмостков сцены театральной
Наш друг,наш Толик-театрал.
Стоит с улыбкой, жизни полон,
В размахе рук – накал стиха.
Он так красив,так дерзко молод!
И с губ срывается строка.
А в детстве был он незавидным
И мы его ватагой всей
Дразнили прозвищем обидным
С прямой жестокостью детей.
Но что нас с ним объединяло-
Так это артистизма дух.
Хоть зрителей и было мало-
Со всей деревни пять старух. читать далее
Роберт Рождественский
(предисловие к книге “Он вчера не вернулся из боя”)
Странные метаморфозы происходят у нас с некоторыми вроде бы вполне привычными словосочетаниями. Они почему-то напрочь утрачивают свой истинный смысл и постепенно приобретают другой — порою прямо противоположный.
К примеру, если о ком-то говорят: «О-о, этот парень умеет
жить!..» — мы без всяких дополнительных объяснений понимаем,что, в общем-то, речь идет о жулике, ловкаче. Пусть даже — элегантном, начитанном, хлебосольном, но обязательно — жулике. Иначе эта фраза уже не воспринимается нами, мы уже привыкли только к такому ее смыслу, только к такому ее содержанию.
читать далее
Фирида Авизба
Я не могу в это поверить, это невозможно. После смерти отца у меня не было скорби, не было слёз. Пришла к вам девчонкой глупой и наивной, и если сейчас считаю себя человеком, то благодаря Анатолию Сергеевичу, благодаря вам – коллективу, который он создал.
Всю жизнь я буду благодарна ему за то, что помог мне поверить в силу добра, справедливости. Если я сегодня могу назвать подлеца – подлецом, взяточника – взяточником – это благодаря Анатолию Сергеевичу, его делу, которое сделано для меня. Кичеру – самым красивым, самым любимым уголком земли. Я завидую вам, тем кто был рядом с ним почти десять лет, тем кто видел его в последние дни и смогли проститься. Для вас смерть Анатолия Сергеевича в сотни раз тяжелее – я это понимаю, и всё же вы вместе. Я верю, что улица Театральная в нашем посёлке будет названа именем Анатолия Сергеевича, он заслужил намного большего, но его скромность при жизни и ваши возможности не смогут сделать так, чтобы имя любимого режиссёра долгие годы не было предано забвению. читать далее
Алевтина Титова
Одновременно и просто, и непросто написать о Толе Байкове. В мою жизнь он внес столько! Он и ЕГО театр сделали мою жизнь интересной вначале, заставил поверить в себя, в свои силы, поддержал меня в самые трудные минуты жизни, когда можно было просто упасть… Он сказал мне:” Надо идти, сжав зубы, кусая губы…”
Людмила Макловская
Писать о Байкове сложно. Не потому, что нечего. Наоборот, трудно выбрать что-то конкретное ведь он такой яркий и разноплановый. И в нём важно всё для меня. Конечно, у всех нас один Анатолий Байков, наш режиссёр, талантливый, умный и мудрый, уважаемый и обожаемый. Но у каждого из нас, я уверена, свой Толик Байков, товарищ, наставник, сосед, друг. читать далее