Обращение к участникам фестиваля “Театральная весна на БАМе”

Обращение Александра Бондаря:

Обращение авторов сайта:

Дорогие друзья!

На нашем сайте есть видео, посвященное театральному фестивалю на БАМе… Вглядываясь в оживленные лица участников фестиваля, – материал из Магистрального любезно предоставили организаторы очередной весны …, – мы радуемся событию. Да , театральная весна, как поезд, в назначенное время, точно по расписанию, добралась до вашего замечательного посёлка. Говорю «в назначенное…» потому, что в период строительства западного участка БАМа не всегда мы попадали к вам на объявленный спектакль… Однажды, это было в 1978 году, мы простояли часа три на разъезде Небель – Магистральный на перегон нашу дрезину не выпускал… Но даже, появившись в клубе Магистрального в двенадцатом часу ночи, в зале обнаружили ждущих нас зрителей…

От всей души поздравляя вас с новой театральной весной на БАМе, мы вспоминаем свой театральный БАМ… Первые репетиции, первые премьеры в Звёздном, Кичере…Спектакли в Усть–Куте, Улькане, Уояне, Северомуйске, Таксимо, Сюльбане, в других притрассовых посёлках… До каждого из этих поселков мы добирались сначала на вахтовке, потом на дрезине, рабочем поезде, в конце – концов – в пассажирском вагоне, по нами проложенной железной дороге… Ехали не только мы к зрителям – они к нам на спектакли тоже приезжали из разный поселков в Звёздный, Кичеру, затем – в Уоян, на 555 километр – туда, где останавливался жилищно–бытовой поезд бригады путеукладчиков Александра Бондаря… Ведь в том составе был вагон клуб, где мы показывали свои спектакли участники театра «Молодая гвардия». Но куда бы мы ни приезжали, станцией отправления был Звёздный… Сейчас просматриваем фотографии, фильмы, читаем книги, статьи о нём… Вот я задаю себе вопрос: почему тогда, на БАМе, писал больше не о том, что сделал он, а об участии в этом деле других ребят? Вспоминая первый сезон театрального коллектива – ещё не народного театра – он восклицал: «Как активны были парни и девушки!» И подводя итоги спектакля, говорил о каждом участнике. И мне приходилось передавать в газету материалы о Владимире Графове, Александре Рапопорте, Володе Снеговом, Людмиле Макловской – я этот список могу продолжать долго. Он и тут, в печати, не уступал своего режиссерского пульта – отлично знал, что сказать, как вдохновить своих актёров, чтобы печатное слово сыграло свою организаторскую роль… И все подхватили эту линию: «Ах, как хороши они в «Заседании парткома»… «Как убедительны и Графов, и Огородничук, и Шатилович в «А по утру они проснулись» своих ролях»… А уж когда руководитель театральной лаборатории Герой Социалистического труда, Народный артист СССР М. Царёв подводя итоги театрального действия стал говорить о своих мыслях и эмоциях, я, признаться, несколько опешил… Среди нескольких потрясших его, человека в театре более чем искушённого, постановок, он назвал «Заседание парткома» А. С. Байкова… И это после МХАТовского спектакля, после Мосфильмовской «Премии» с мхатовскими исполнителями?!! Так и хотелось вспомнить Станиславского: «Не верю!» – мы своё любительское место в табели о рангах театров знаем…. Но ведь были и другие мнения, высказанные очень взыскательными критиками – режиссерами народных театров… Они–то мельчайшую фальшь уловят, а уж ошибку разнесут …по кочкам. Ан, нет, и они туда же: вот таким и должен быть управляющий трестом Батарцев (А. Бондарь), (…), таким – бригадир Комков (В.Снеговой)…

Эта оценка, пожалуй, стала кульминационной точкой всей нашей театральной жизни на БАМе…

А завязка её произошла в далёкой Чухломе, райцентре Костромской области…Молодой режиссёр народного театра «Современник» искал пьесу о современной молодёжи. И в газете «Советская культура», которую он прочитывал от корки до корки, прочитал сведущее: «Культурное обслуживание строителей БАМа упало до нулевой отметки». Как, в Звёздном – и до нулевой отметки?! И это на стройке, о которой говорят с каждой высокой трибуны? Да с этих ребят не только живописные портреты надо писать – сценарии театральных постановок, драматические пьесы о их жизни надо ставить! На его телеграмму ответили: условий – никаких, проживание в палатке… Если говорят: вся жизнь театр, а мы – актёры, но в нашей драматической повести, в которою главную роль должен сыграть молодой режиссёр Байков, завязка произошла… В первом акте его отговаривают, не отпускают, грозят партийными взысканиями. Он уехал. Жил, правда, не в палатке – к моменту его появления в Звёздном уже построили общежитие. И сразу приступил к строительству – пристраивал к клубу фойе и раздевалку. И в обновлённом клубе успел провести первое мероприятие. Больше – не удалось, так как при монтаже отопления сварщики «уронили искру», из–за которой сгорел весь клуб. Было от чего впасть в отчаяние… Ему советовали уехать – зачем поселку, в котором нет клуба, клубный работник? Так думало начальство. Но он так не думал…Вечером в общежитии, где он проживал, собрались жители с пожароопасными глазами. Да, да – глаза парней, которые говорили: «Не падай духом, товарищ, не из таких ситуаций люди находили выход», – горели… «А сейчас, когда семнадцать бригад ведут работы на просеке, и круглосуточно работают пилорамы, брус и всё, что нужно для клуба, мы сами напилим! Что нам стоит клуб построить?! Сейчас же пойдём к Виталию Корхову, а завтра утром с готовым проектом (Виталька, мы знаем, за ночь успеет) – к начальнику поезда. И в ближайшую субботу выйдем на субботник. И сделаем не пародию на очаг культуры, а нормальный, настоящий клуб со сценой, подсобными помещениями и комнатой для режиссера. Почему сгорел старый клуб? Потому что в нём не было комнаты для режиссёра…»

Он умел работать в экстремальных ситуациях. И не просто работать – он горел своим делом. Потому и для нас народный театр не был местом развлечений и отдыха. Мы в театре работали – расширить свой образовательный, культурный кругозор, познавали великие, чарующие и волшебные произведения А. П. Чехова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского…. А. Арбузова. А. Фадеева, В. Шукшина, А. Вампилова, А Гельмана, М. Жванецкого, Девизом театра стали бессмертные слова Николая Островского: «Да здравствует пламя жизни». Перед одной из премьер Анатолий Байков сказал: «Пусть боль и радость наших сердец разобьет границу между сценой и залом».

Вот и мы, участники народного театра «Молодая гвардия», которые сейчас далеко от БАМа, желаем вам, театралы магистрали, гореть на сцене, высвечивая всеми цветами своего таланта и бескорыстного энтузиазма, каждую мысль, каждый образ выносимого на суд зрителей спектакля. И аншлагов в зале… Пусть цветет наша театральная весна – так, как задумывал Анатолий Сергеевич!

Участники Народного театра «Молодая гвардия»

Фёдор Пилюгин, Нина Пилюгина, Александр Рапопорт, Софья Рапопорт, Владимир Снеговой, Наталья Снеговая.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *